Понятно, что детям сложнее всего. Поэтому мы все еще не на 100% уверены, правильное ли это было решение, переезжать сюда.

Но пока все гораздо лучше, чем мы опасались. Они не только не засыпают и просыпаются со словами «хочу домой», но и в-принципе особо не возмущаются. Понятное дело, что пару раз в месяц малышка говорит, что в Германии все лучше и ей хочется обратно. Но по крайней мере, что касается школы, то она уже даже наоборот иногда говорит, что здесь лучше.

Малыш ходит в детский садик, где он один иностранец (предыдущий иностранец был американец, у которого отец – датчанин). Первые 3 недели я с ним ходил в садик, но уже начиная со второй уходил сначала ненадолго, а потом на час или даже два. А потом он достаточно спокойно оставался уже один. И сейчас он где-то с 9-ти до полчетвёртого в садике. И возмущается не чаще, чем в Германии (т.е. где-то раз в две недели).

В садике где-то 50 человек, что нам вначале казалось дико много (в нашем маленьком садике в Германии было 14 детей и по идее 3 воспитательницы). Здесь формально в его группе 12 человек и 2 воспитателя, но на самом деле все гораздо лучше. Если дети гуляют, то во дворе 4-5 воспитателей и все за всеми смотрят. Еду готовит отдельный человек, траву или кусты стрижет отдельный человек. И в итоге получается, что у детей больше разного и интересного, а у воспитателей хватает времени, каждый второй день писать в интранет, что дети сегодня делали. Подробно и с фотографиями. В Германии гордились, что они выбираются раз в год в деревенскую библиотеку. Здесь они уже были в других садиках, на рынке, в магазине, кормили школьных коз

 

и даже ездили на велосипедах

 

на ферму

 

Кстати, велосипед с электроприводом. Но конкретный воспитатель (он на самом деле даже еще не готовый воспитатель, а еще учится) – это парень, который в неделю явно больше занимается спортом, чем я за свою жизнь. Что очень здорово. В Германии – воспитательницы с соответствующим образованием, но и определенным подходом к воспитанию. Для мальчиков, которые не настолько хорошо воспитанные, как наш ;-) возникает определенный диссонанс между их идеалом и людьми, которых надо слушаться. А здесь, ЕГО – слушаются.  И он не один «усатый нянь», только в нашем саду три мужчины – воспитателя (но не все такие спортивные :-)).

Что еще здесь по-другому, это то, что дети очень много делают вместе (здесь, например, им читают сказку про трех медведей, а потом дети играют игрушками сюжет сказки)

 

Но иногда у них после таких сказок у них театр с настоящими костюмами для самих детей. Причем костюмы уже готовые, для красной шапочки есть настоящий костюм волка, а не просто бумажная маска.

Или устраивают датскую версию конкурса песни Евровидения. С микрофоном и настоящими музыкой, под которую дети поют. Ну или просто бесятся, но все или почти все вместе. 

 

В Германии же дети бегают кто где хочет. Поэтому и получается, что здесь вроде как больше детей, а воспитателей хватает.

Все эти фотографии были из коммунального интранета (он один для ВСЕХ садов Орхуза). Т.е. родители могут посмотреть, что делают их дети, но только родители. Поэтому я и закрасил лица других детей и воспитателей. В Германии воспитательницы слали фотографии (если они их раз в год делали), всем по WhatsApp-у… То, что, приходя в садик, родители (на самом деле сами дети) на дисплее нажимают на свою фотографию и кнопку «пришел», а вечером – «ушел», по сравнению с этим – мелочь. И если ребенок заболел, то это можно занести из дома в том же интранете, вместо того, чтобы дозваниваться до садика. 

Но при всем этом возникает, конечно, вопрос, как же малыш там общается. Несколько воспитателей говорят по-немецки или по крайней мере понимают, что он говорит. Ну и у него достаточно быстро появилась подружка, которая сама не из разговорчивых. Так что они общаются игрой. Но сейчас (4 месяца спустя) он уже играет и с другими детьми. Не со всеми, ну да и не надо. Воспитатели рассказывают, что ему многие дети уже и сами объясняют, как называется та или иная игрушка или предмет по-датски :-)

Некоторые слова он уже и сам между делом говорит по-датски (стабильно, например, слово «паук». Они сделали в садике пауков из желудей и с тех пор у него паук – «edderkop»), но если его что-то спросить, то он ничего не знает :-)

Малышка же, наоборот, ходит в класс, где только иностранцы.  

В отличие от Гамбурга, где в такой класс («половина русских половина турок») приходят и из него же уходят, часто с аттестатом ниже среднего, здесь подход другой. У детей есть от шести до девяти месяцев времени, чтобы выучить датский до такого уровня, чтобы они могли пойти в нормальный класс. Когда я спросил, что будет, если не успеет, учительница совершенно серьезно ответила – «все успевают». Предметы у них все те же, что и в нормальной школе, включая один раз в неделю английский. Но, ясное дело, больше чистого датского. В классе у нее сейчас 11 человек из Исландии (там «чистый» скандинавский язык, а датский на 60% забит английскими и немецкими словами), Новой Зеландии, Канады, Голландии, Дубая (мама – марокканка, отец – датчанин), Швеции, Италии и Индии. Из Штатов и Англии уже ушли. Все дети уже ходили один-два класса в школу, где их научили читать латинскими буквами. Поэтому «неанглийских» азиатов и, например, русских в классе нет. На 11 человек обычно 2 учителя на уроке. Всего у них постоянно 4 разных учителя и еще 4 иногда приходят. С разными темами и разным произношением. Из школы они тоже уже ходили на пожарное депо, на рынок, в музей. И вообще подход к преподаванию радикально другой – они много играют, много смотрят телевизор, оценок нет.

С прошлой недели ребенок сам захотел на продленку (до этого ее сразу после уроков привозили домой). Потому что там еще больше играют, ухаживают за школьными кроликами, в четверг пекут хлеб на огне и вообще там весело. Так что посмотрим, как ей это понравится.

В-принципе, на продленку в Дании ходят почти все. Коллеги Николы говорят, что где-то 90-95% детей. Т.е. здесь скорее имеет смысл туда ходить, если хочешь увидеть своих друзей, чем не ходить. Но это относиться к обычным школам. А малышка ездит в школу в Орхуз (почти 11 км) и поэтому её одноклассники разбросаны по всему городу и окрестностям. Кстати, о «ездит». У нас как в анекдоте про грузинского студента и автобус, вчера она сказала, что ей надоело ездить на такси. Так как школа далеко, ее забирают дома и привозят туда на такси. Бесплатно. Ну и разумеется домой тоже. Но не ее одну, а еще и трех других школьниц из других деревень. А так как мы живем дальше всех, ее забирают в 7 утра, хотя школа начинается в восемь. И вот это ей надоело и вообще в такси часто грязно (кто бы говорил, нашу машину тоже можно каждую неделю пылесосить). Ребёнок явно слишком мало ездил на общественном транспорте J

Кстати, о самой системе начальных школ. Они здесь в каждой деревне (буквально. В нашей есть одна и в соседней деревне, которая всего 3,5 км от нас – другая). И школы с первого по девятый класс. Потом, если хочешь – в гимназию, которые уже с ориентацией на технику или для гуманитариев. В Германии начальная школа до четвертого класса. Что для нас означало бы, что ребенку надо в 10 лет ездить 16 км в гимназию в соседний небольшой город. На автобусе, ясное дело.

В школе, кстати, тоже есть интранет, но без фотографий. В нем классная руководитель просто пишет, что конкретный ребенок делает на этой неделе. И что у них на обед J Ну и чтобы закончить тему «школа» (по крайней мере на первое): Наши школы в Орхузе и в деревне выглядят достаточно обычно. Но новые школы в Орхузе иногда просто убивают. Ребёнок коллег Николы (тоже из Германии, но родился уже здесь) ходит сюда: http://frederiksbjergskole.dk/sp/file/227c6359-aa6e-4cec-935d-685157e20000 Это никакая не частная, а обычная муниципальная школа в центре города.

Текст получился радужный, но, как я уже написал, понятно, что им не просто. Поэтому они оба получают еще каждый день после садика и школы премию за мужество от фирмы Haribo :-) Ну и как отрицательный факт – у них ещё никто из «друзей» не был дома.